Полезное

Венский фарфор Augarten (Аугартен) История Венской фарфоровой мануфактуры

 

История венского фарфора началась в 1718 году, когда, всего через восемь лет после того, как «белое золото» было изобретено Йоганном Фридрихом Беттгером в 1709 году, открылась Венская фарфоровая мануфактура. С тех пор Венская фарфоровая мануфактура получила всемирную известность. Ее полную превратностей историю можно разделить на пять периодов.

25 мая 1718 года Император Карл VI подписал указ, дарующий «особые привилегии» Клаудиусу Инноцентусу дю Паркье (Claudius Innocentus du Parquier) и исключительное право на изготовление фарфора в землях Австрийской Короны. Фарфор для Императорского двора и придворных изготавливался в районе, в котором сейчас находится венская улица Porzellangasse. В наши дни этот период изготовления фарфора в стиле позднего барокко называется «Период дю Паркье».

Во времена рококо Императрица Мария Терезия сделала частную компанию собственностью Империи. Фарфор «Имперской государственной Мануфактуры Вены» с тех пор клеймился окаймленным щитом, гербом Бабенбергов. В этот период были созданы знаменитые жанровые сцены в стиле рококо “after Watteau” (по Ватто) – сегодня они весьма высоко ценятся среди коллекционеров.

Бывший мастер Венской мануфактуры Иосиф Регенспург, перейдя в 1764 году на службу в Россию, писал в своем заявлении, что эта фабрика "...51 год упражнялась в оном искусстве, и употребляла на то великие суммы, но оная и поныне осталась бы в своем несовершенстве, естли б содержатели ее за 13 лет разными способами и излишними иждивениями из Дрезденской фабрики совершенного арканиста (специалиста по созданию фарфора - Прим.) не получили, который все употребленные на ней убытки в один год возвратил" (РГАДА, ф.1239, оп.3, ч.109, е.х. 52 451, л.6 об.) Источник: Вербилки. История фарфорового завода Ф.Я.Гарднера. "Авангард", 2005, стр.51)

Под руководством Конрада Зоргеля фон Зоргенталя (Conrad Sorgel von Sorgenthal) Венская фарфоровая мануфактура стала известна за пределами Австрии своим фарфором в стиле нео-классицизм. Уникальные рельефные декоры фарфора с позолотой и качество росписи, остающиеся непревзойденными и в наши дни, подарены этим периодом.

Война с Францией привела Венскую фарфоровую мануфактуру на грань разорения, а Венский Конгресс в начале XIX века дал развитию производства венского фарфора толчок вперед. Многие известные люди того времени, включая Императора России Александра I и Короля Пруссии, посещали Венскую фарфоровую мануфактуру. Венский фарфор стал дорогим, с благодарностью принимаемым подарком.

Нарождавшийся средний класс эпохи Бидермайер также ценил чистоту линий Венского фарфора. Очаровательные, почти миниатюрные букеты и разбросанные по белой поверхности венского фарфора цветочные узоры, часто в сочетании с просто оформленной каймой фарфорового изделия запечатлели этот период в самых его восхитительных формах. Один из наиболее популярных сервизов из фарфора – в форме Шуберт – был создан здесь. Самые известные художники Венской фарфоровой мануфактуры того времени – Andreas Baumgartner, Franz von Leithner, Alexander Lowe.

В результате индустриализации и быстро растущей конкуренции (особенно со стороны Богемских фабрик, освоивших массовое производство), в 1864 году императорский дом счел необходимым закрыть Венскую фарфоровую мануфактуру и передать ее в музейное управление.

Когда современный Дворец Аугартен открылся вновь в 1923 году, венский фарфор взял новые высоты – теперь уже в стиле Венского ар деко. В частности, Josef Hoffmann и известные венские художники Michael Powolny и Franz von Zulow предопределили направление стилей модерн и пост-модерн своими работами периода ар деко.

Дворец Аугартен

Первый дворец Аугартена под названием “Favorita” – возлюбленная – был построен Императором Леопольдом I в 1754 году как охотничий замок. 29 лет спустя - во время осады Вены турками в 1683 году  - он был полностью разрушен.

Только в 1705 году Император Иосиф I перестроил дворец в стиле барокко – в основном дворец стал таким, какой он сейчас.

В 1769 году Императору Иосифу II приглянулся этот замок, и Император сделал из него летнюю резиденцию. Часть Аугартена была открыта для простого народа в 1775 году.

Дворец Аугартен известен среди знатоков искусства. С 1782 года Моцарт был одним из дирижеров «Утренних концертов», проводившихся здесь. В 8 часов утра 24 мая 1803 года здесь впервые была прослушана Крейцерова соната Бетховена. С 1923 года в этом дворце в стиле барокко  размещается Венская фарфоровая мануфактура Augarten.

Клейма Венской фарфоровой мануфактуры

 

Источник: apodarok
6 января 2014