Иисус в терновом венке

Иисус в терновом венке
Код:123
Автор:Крендовский Е.Ф.
Сюжет:Святой образ
Время создания:1844
Размер:50х42
Материальная часть:холст, масло

На обороте холста - монограмма и дата.

Экспертиза Киевского Русского Музея, эксперт Вакуленко Ю.Е.

Иконография сюжета: На картине погрудно изображен Иисус в терновом венце, распятый на кресте. Согласно текстам Евангелий, после суда Пилата на голову Спасителя перед казнью надели венец из ветвей тёрна.                                                         
Терновый венец на голове Спасителя - заметная отличительная деталь между католическим и православным Распятием. В подавляющем большинстве русских и византийских икон всех веков венца нет. Как исключение можно указать на два образа: VIII столетия из Синайского монастыря святой Екатерины и XIV века из праздничного чина Софийского собора в Великом Новгороде. Но эти отступления от канона по причине их малого числа можно не принимать во внимание. Принципиально важным является и наклон головы Спасителя. На православных иконах мы видим ее склоненной к правому плечу, однако западные художники, следуя «реализму», часто изображали голову и без наклона, смотрящей прямо на зрителя, а если изображали склоненной, то нередко на грудь, но тоже прямо. В чем причина названной православной специфики, удовлетворительно объяснить пока не удается. Следует обратить внимание на два варианта изображения глаз Спасителя. В одном случае глаза закрыты, в другом (чаще в ранних памятниках) – открыты. Думается, здесь византийские иконописцы расставляли разные акценты: Спаситель с открытыми глазами напоминает о Своем Божественном бессмертии, а с закрытыми – полагает жизнь за «овец Своих».                                                                                                           

Описание: На картине дан религиозный сюжет Распятия. Подгрудное изображение Иисуса Христа в терновом венце, распятое на кресте передаёт драматургическую экспрессию. Мертвенно-бледное тело отчаявшегося и истекающего кровью Христа, написано охряными и землистыми красками. Из-под шипов тернового венца лицо, шею и грудь заливают струи крови.  На ужасающем темном фоне просматривается крест, смоделированный в черных тонах. Крендовский не отказывается от барочной «мрачности», но, тем не менее, сцена наполнена светом. На картине нет определённого внешнего источника света, а сияние исходит  от фигуры самого Иисуса. Автор выбрал форму визуальной коммуникации, обращаясь не только к разуму публики, но и к чувствам. Картина датирована 1844 годом. Вероятно, что автор написал её под влиянием «Распятия» Брюллова (ил.1), которое с 1838 года украшало центральную часть церковного алтаря Лютеранской Церкви  Святых Петра и Павла в Санкт- Петербурге (ил.2). В записках ученика Брюллова, будущего академика А. И. Мокрицкого, приводятся интересные сведения о том, как знаменитый художник создавал это полотно. Аполлон Мокрицкий сообщает о том, что известный поэт А. В. Кольцов написал свое стихотворение “Великое слово”, находясь под впечатлением от рассказа про брюлловское “Распятие”. Самое интересное в записках А. И. Мокрицкого — это указание на то, что картине “Распятие” посвятил свои проникновенные строки А. С. Пушкин:                      

Когда великое свершалось торжество,                                                
И в муках на кресте кончалось Божество,                              
Тогда по сторонам Животворяща Древа           
Мария-грешница и Пресвятая Дева,                                     
Стояли две жены,                                                                                                                                                                                                          
В неизмеримую печаль погружены…